Главная » Лошади » Мал, да ие тяжеловозы — Порода — Конный мир

Мал, да ие тяжеловозы — Порода — Конный мир

Мал, да удал.Русские тяжеловозы

Этих мощных чудо-работяг можно встретить на огромных пространствах от южной Сибири до предгорий Кавказа. Русский тяжеловоз — самая многочисленная и распространенная тяжелоупряжная порода в нашей стране. И такая популярность не случайна — ведь русский тяжеловоз не только обладает лучшими качествами рабочей лошади, но и неприхотлив, удобен в содержании, скороспел. Пусть он уступает в размерах и мощи другим тяжеловозным породам — зато это идеальный помощник для крестьянина.

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Происходит эта порода от мелких тяжеловозных лошадей из горной части Бельгии – арденов, которых начали завозить в Россию около полутора веков назад. Правда, глядя на «тогдашние» фотографии этих лошадей, трудно поверить, что у них есть что-то общее с современными представителями русской тяжеловозной породы. Ардены в большинстве своем имели дисгармоничное сложение и множество экстерьерных недостатков, им было далеко до идеальной тяжеловозной лошади. Но одновременно они обладали рядом ценных качеств: хорошей подвижностью, сухостью конституции, неприхотливостью к условиям кормления и содержания. Ардены стали быстро распространяться по России, и к 1904 году их уже разводили 376 хозяйств, в том числе Хреновской и Деркульский государственные конные заводы, ферма Петровской сельскохозяйственной академии и множество небольших частных конных заводов. Чтобы быстрее увеличить поголовье, арденов не только разводили в чистоте, но и скрещивали с кобылами других упряжных пород, преимущественно брабансонами.



Под действием отбора экстерьер арденов в России заметно улучшился. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже они обратили на себя всеобщее внимание как совершенно своеобразная породная группа рабочих лошадей. Бурый жеребец Хреновского конного завода Каравай (1887 г. р.) получил тогда золотую медаль. Этих лошадей стали называть «русские ардены», и это значило нечто большее, чем «ардены из России». К этому времени старая арденнская порода у себя на родине, в Бельгии, перестала существовать – она была поглощена крупной бельгийской рабочей лошадью.

После революции с остатками русских арденов, переживших лихолетье гражданской войны, началась планомерная племенная работа. Была поставлена цель вывести некрупную, но экономичную сельскохозяйственную лошадь, в которой хорошая работоспособность и гармоничность сложения сочетались бы с неприхотливостью к условиям содержания и кормления.

Уже в 30-е годы в породе были заложены основные линии – Караула, Ларчика, Рубикона, Поденщика. Был создан большой массив племенных лошадей, в котором культивировался гармоничный, правильный экстерьер. Правда, русские ардены имели один, но очень существенный недостаток – слишком мелкий рост, что отрицательно отражалось на их рабочих качествах. Значительная часть лошадей того времени представляла собой как бы «пони-тяжеловозиков» с высотой в холке 135-143 см. Разве могла такая лошадь быть достаточно сильной, чтобы хорошо работать в сельском хозяйстве и на транспорте? Необходимо было принять меры по укрупнению породы – что и было сделано при помощи широкого использования в воспроизводстве лошадей, отличавшихся не только желательным типом, но и достаточно большим ростом.



Целенаправленная племенная работа дала замечательные результаты. К 1952 году появилась возможность зафиксировать создание новой отечественной породы, которую предложили назвать русской тяжеловозной.

Современные представители этой породы почти полностью отвечают всем требованиям к лошадям тяжелоупряжного типа. Правильный экстерьер, сухость и крепость конституции, великолепная работоспособность и целый спектр достоинств, делающих русского тяжеловоза очень удобным в работе и содержании, – все эти замечательные качества есть результат долгой и упорной целенаправленной работы и тесного взаимодействия коневодов-практиков с учеными-селекционерами. Очень важная роль в этой работе принадлежит Всесоюзному (ныне Всероссийскому) научно-исследовательскому институту коневодства. Новая порода попала под пристальное внимание специалистов ВНИИКа почти с первых лет деятельности института, организованного в 30-х годах прошлого века. Начиная с 50-х годов, здесь регулярно составляются планы селекционно-племенной работы с породой, без которых совершенствование русских тяжеловозов, несомненно, не было бы столь эффективным. Здесь же были разработаны рекомендации по технологии выращивания молодняка.

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Исключительное значение в деле совершенствования породы имела разработанная учеными института система тренинга и испытаний тяжеловозных лошадей. Кстати, регулярные заводские испытания – одно из главных отличий в организации племенной работы с тяжеловозами в нашей стране от практики, принятой на Западе. И именно эти испытания, которые охватывали большую часть племенного молодняка, давали возможность формировать рабочие качества, которые требуются от тяжеловозов при их использовании в сельскохозяйственном производстве – хорошую подвижность, силу и выносливость. Испытания обеспечили быстрый прогресс породы и позволили выделить группу лошадей с выдающимися рабочими качествами, послужившую впоследствии основой для создания новой ценной линии Лазутчика, представители которой сочетают в себе повышенную работоспособность с оптимальным ростом, гармоничностью сложения и хорошим экстерьером.



Основной метод племенной работы с русским тяжеловозом – разведение «в чистоте» по линиям. Первоначальная генеалогическая структура породы сложилась под преобладающим влиянием двух родоначальников линий – рыжего Караула (1909 г.р.) и рыжего в седине Ларчика (1918 г.р.), причем лидирующая роль принадлежала Караулу и его потомкам. Дальнейшее совершенствование породы сопровождалось выведением новых прогрессивных линий. Так, в 70-х годах «из недр» линии Караула вышла линия Лазутчика, а в потомстве Ларчика сформировалась линия Коварного. С появлением спроса на более крупного тяжеловоза были выведены новые линии Градуса (оформлена в 1994 году) из линии Лазутчика и Свиста (оформлена в 1990 году) из линии Капитэна, которые представляют собой новый укрупненный тип русского тяжеловоза с ростом от 155 см и выше.

Наиболее ценное поголовье лошадей русской тяжеловозной породы находится в России, в Куединском (Пермская область) и Вологодском конных заводах. В заводском составе Куединского конного завода числится около ста кобыл, в Вологодском – около пятидесяти.

Подсчитано, что современный русский тяжеловоз по производительности не уступает небольшому трактору, а по экономичности значительно превосходит его. На таких работах, как внутрихозяйственные перевозки на небольшие расстояния, обработка мелкоконтурных участков земли, обслуживание животноводческих ферм и т.п., гораздо выгоднее и дешевле использовать конную силу. Ведь лошади не требуются дорогие горюче-смазочные материалы – «топливо» для этого «живого двигателя» буквально под ногами растет. И что важно, этот «двигатель» экологически чистый, его рациональное использование будет способствовать восстановлению плодородия почв и улучшению экологической обстановки в целом.



Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

В небольшом хозяйстве сравнительно некрупный рост русского тяжеловоза – это даже плюс. Надо меньше корма, к тому же более крупному коню было бы сложнее работать на неудобьях, где и развернуться-то особо негде. А между тем по силе, грузоподъемности и выносливости русский тяжеловоз немного уступает более крупным породам. И если добавить к этому его подвижность, производительные движения на шагу и рыси и способность развивать достаточную большую скорость с грузом, то станет ясно, что «малыш» весьма конкурентоспособен среди рабочих пород и где-то даже может обойти их. О возможностях русского тяжеловоза говорят рекорды, установленные на испытаниях рабочих качеств: дистанция 2 км с силой тяги 50 кг (вес воза примерно 1,5 тонны) преодолена рысью за 5 мин 20,3 с; шагом то же расстояние, но с утроенной силой тяги (150 кг или 4,5 тонны) пройдено за 13 минут ровно; в испытаниях на тяговую выносливость с силой тяги 300 кг, что равносильно девятитонному возу, пройдено 1091,6 метра. А максимальная сила тяги вообще поражает воображение – 869,5 кг тягового усилия, или около 26 тонн груза!

Одно из ценнейших свойств русского тяжеловоза, унаследованное от далеких предков арденов, – его удивительная неприхотливость. Русские тяжеловозы хорошо адаптируются в любых климатических условиях, в горах и на равнине. Они нетребовательны к корму и в отсутствие сена и концентратов какое-то время могут обходиться одной соломой. Они даже могут тебеневать, как лошади аборигенных пород: так русские тяжеловозы успешно переживали зиму в Торейском конном заводе в Бурятии.



Кроме того, русские тяжеловозы обладают большой долговечностью и высокой плодовитостью. Выход жеребят на сто кобыл в конных заводах составляет 80-85%, а в наиболее благоприятные годы поднимается до 90%. Племенное использование многих жеребцов и кобыл продолжается до 20-25-летнего возраста.

Русских тяжеловозов широко используют в регионах с развитым мясным коневодством для улучшения продуктивных качеств местных лошадей. Хорошие результаты скрещиваний были получены в степях Бурятии и Казахстана, а в республике Алтай русские тяжеловозы участвовали в выведении новоалтайской породы.

Кобылы отличаются высокой молочностью, в пересчете на свой небольшой по тяжеловозным меркам вес они дают даже больше молока, чем абсолютные рекордисты по максимальным надоям – крупные тяжеловозы. Так, на кумысной ферме ВНИИ коневодства от русских тяжеловозных кобыл за полную лактацию (236 дней) в среднем получено по 2782 л молока, а максимальную продуктивность показала кобыла Лукошка – 4870 л за 305 дней лактации.

Кстати, в последние годы вокруг больших российских городов создаются кумысные фермы, которые комплектуются в основном лошадьми тяжеловозных пород. А ведь кобылье молоко – это не только кумыс, но и отличный продукт для детского питания: в качестве заменителя материнского молока оно гораздо лучше коровьего.

Однако и на этом сферы применения для русского тяжеловоза не исчерпываются. Некрупный, энергичный, но спокойный и добронравный, и в то же время недорогой и неприхотливый – чем не конь для туризма! На широкую спину такого добряка можно посадить и неопытного всадника, и старика, и ребенка.



Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

В последние десятилетия для тяжеловозного коннозаводства наступили трудные времена. И почти все проблемы возникли из-за сложившейся в стране экономической ситуации.

Тяжеловоз всегда был недорогой лошадью. Раньше, «при социализме», высокую рентабельность разведения тяжеловозов обеспечивало планирование развития отрасли, производства и сбыта продукции конными заводами. Сегодня ситуация в корне изменилась – конные заводы, разводящие тяжеловозов, терпят убытки. В хозяйствах сильно ухудшилась материально-техническая база, что повлекло за собой сокращение численности племенного поголовья, нарушения технологии выращивания лошадей, особенно по уровню кормления из-за недостатка кормов или их невысокого качества, сильное снижение уровня воспроизводства. Если раньше лошадей русской тяжеловозной породы разводили в пяти специализированных конных заводах и 22 отделениях заводов, где содержалось более тысячи маток, то в настоящее время численность поголовья сократилась в 3,5 раза. Из-за низкой оплаты труда очень остро стоит кадровый вопрос.

Но, несмотря на все это, мы все еще обладаем ценным генофондом русской тяжеловозной породы – этого уникального достижения отечественной селекции. Конечно, конные заводы пытаются приспосабливаться к новым условиям существования, обеспечивать хотя бы необходимый минимум условий для выращивания лошадей. Однако для дальнейшего существования и развития породы необходима серьезная поддержка отрасли. И непременное условие – сохранение системы селекционных мероприятий: централизованного племенного учета, издания государственных племенных книг, централизованного планирования работы с породой. Только при совместных усилиях практиков и ученых можно рассчитывать на то, что тяжеловозное коннозаводство не только сохранится, но и займет достойное место в современном мире.



Ольга МИЛЬКО, доктор с/х наук,

Ирина СОРОКИНА, доктор с/х наук

Фото Натальи Костиковой

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Новая породная группа сильно отличалась от своих бельгийских предков. Этих лошадей называли «русскими арденами», и это значило нечто большее, чем «ардены из России».

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Русский тяжеловоз — единственная отечественная порода некрупных тяжеловозов. Современные ее представители — это лошади среднего роста, с выраженным упряжным типом телосложения, длинным и массивным корпусом, на крепких и костистых ногах. Средние промеры жеребцов 153,4-166,8-22,4 см, кобыл — 150,0-161,6-21,2 см, живая масса около 580-700 кг.

Для русского тяжеловоза характерны сухая, легкая широколобая голова, красиво изогнутая и достаточно длинная мускулистая шея, широкая холка, длинная, иногда мягковатая спина, ровная и мускулистая поясница, широкий, раздвоенный, немного свислый круп. Грудная клетка бочкообразная, ноги недлинные, сухие и крепкие, задние нередко немного саблистые. Оброслость ног небольшая, а грива и хвост густые и длинные. Преобладающие масти рыжая и рыже-чалая, реже гнедая и бурая, иногда встречаются вороные лошади.

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир
Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир
Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир



Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Копирование материалов, новостей сайта и сателлитных проектов только с разрешения правообладателя ООО «КИД»

О admin

x

Check Also

Что едят лошади — составляем правильный рацион

Что едят лошади: разновидности кормов и схемы кормления Лошади — умные, красивые и необыкновенно элегантные создания, сосуществующие рядом с человеком уже не одно тысячелетие.

Что едят и пьют лошади?

Что едят и пьют лошади? Чем угостить лошадку,проходя мимо нее на пляж ? Питаются лошадки, конечно, травой и сеном. Но еда - едой, а лакомство даже лошадке необходимо.

Что едят лошади: особенности кормления

Что едят лошади: особенности кормления Всем давно известно, что лошадь является травоядным животным. Ее желудок построен таким образом, что он должен обрабатывать пищу практически непрерывно.

Названия мастей лошадей (фото): каурый, вороной, игреневый

Масти лошадей, названия и фото: каурый, буланый, вороной Есть немного значительных признаков, по которым можно различить одну породу лошади от другой. Главным из них является масть животного.

Зебра – описание, виды, чем питается, где обитает, фото, видео

Зебра Зебра — животное класса млекопитающие, отряда непарнокопытные, семейства лошадиные, рода лошади, подрода зебры (лат. Hippotigris). Происхождение слова “зебра”, вероятнее всего, имеет африканские корни, и позаимствовано колонистами у аборигенов, в диалекте которых есть слово “zebra”. Зебра – животное, имеющее тело средних размеров, достигающее более 2 метров в длину.

Воробей – описание, особенности образа жизни, интересные факты

Воробей Воробей – это небольшая птичка семейства воробьиных. Воробьи являются самыми известными пернатыми, которые с огромным удовольствием соседствуют с человеком.

Белка-летяга — описание и интересные факты: где обитает, чем питается летучая белка

Белка-летяга: все секреты необычного животного На территории просторных лесов России живет множество разнообразных видов животных. Среди них встречаются и весьма необычные, такие как белки-летяги.

Арабская порода лошадей: фото, видео, история и описание

Он Фермер Арабская порода лошадей Арабская порода лошадей одна из самых прекрасных пород в мире. Всего в мире насчитывается более двухсот пятидесяти пород. Арабские скакуны относятся к верховым лошадям.

Все об арабской лошади: обзор породы, описание и характеристика с фото и видео

Арабские скакуны — рожденные ветром аравийских пустынь Грациозные и легкие, как южный ветер, арабские лошади знакомы даже тем, кто далек от конного мира. Эти скакуны считаются самыми красивыми и без них не обходится ни одно конное шоу.

Загородный — конный клуб под Екатеринбургом, Сайт базы отдыха

Загородный клуб «БЕЛАЯ ЛОШАДЬ» УСЛУГИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В 40 километрах от Екатеринбурга расположился загородный клуб «БЕЛАЯ ЛОШАДЬ» — уникальное по своей инфраструктуре место для отдыха современного активного жителя города.

Село Кадниково, Белая лошадь (конноспортивный клуб, база отдыха)

Село Кадниково, "Белая лошадь" (конноспортивный клуб, база отдыха). Как доехать? В Свердловской области существует уникальный конный клуб "Белая лошадь". Это место отличается редкой инфраструктурой, создающей оптимальные условия для обучения верховой езде.

К чему снится белая лошадь по известным сонникам

Во сне белая лошадь: толкование по сонникам Белая лошадь – благородное и очень красивое животное. Многие сонники трактуют сновидение, в котором произошла встреча с белой лошадью весьма положительно.

Ахалтекинская лошадь: масти, фото

Ахалтекинская лошадь: масти, фото. Разведение ахалтекинских лошадей Ахалтекинская лошадь – одна из древнейших верховых чистокровных пород лошадей. Более пяти тысяч лет назад она была выведена представителями народов, проживавших на территории современного Туркменистана, и сыграла значительную роль в формировании таких элитных верховых пород, как английская скаковая, донская, тракененская и ряд других.

Роды кобыл лошадей: подготовка, выжеребка, послеродовой период, видео

Роды у лошадей кобыл Знание специфики, психологии и анатомии кобылы лошади, позволяют сделать роды лошадей естественным отправлением природы, сохранить здоровье и физиологические качества как матери, так и жеребенка.

Выжеребка у лошаде: роды, осложнения, после родовой уход

Основы выжеребки (родов) у лошадей В естественных условиях на природе процесс воспроизводства продолжается с весны до осени. Обычно в табуне есть конь, выполняющий функции вожака, и около 12 кобыл, одна из них – альфа.

Болезни лошадей: симптомы, лечение, препараты

Виды болезней у лошадей При правильном уходе и кормлении риск возникновения болезни лошадей снижается, однако не получится исключить его полностью. Для коннозаводчика важно вовремя распознать заболевания у питомца и обратиться к ветеринару за оказанием помощи.

Самая большая лошадь в мире: интересные факты

Самая большая лошадь в мире: интересные факты В мире существует большое количество удивительных вещей, поражающих воображение человека. Природа таит свои загадки везде, в любом уголке планеты она всегда найдет, чем удивить.

Игра скачки на лошадях бесплатно, играй онлайн в 68 флеш игр скачки на лошадях бесплатно

Игры Скачки на лошадях (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); /p> Wendy Horse Game Флин и Максимус спасают Рапунцель Whiskered Away.

Какие существуют виды бега лошади?

Виды бега: от неспешного аллюра до стремительного галопа Строение организма лошади предназначено для бега, хотя их и можно наблюдать неспешно расхаживающими по лугу. Вид бега лошади определяется генетически – так большинство передвигается рысью, но значительная часть использует иноходь.

Строение глаза лошади, Школа Прикладной этологии

Строение глаза лошади Строение глаза лошади полностью соответствует этой задаче – увидеть хищника как можно раньше. Это типичное строение глаза растительноядного животного, живущего на открытых степных пространствах.

Зрение лошади

Зрение лошади. Схема строения глаза лошади В школьные годы многие не раз задавались вопросом: каким образом учитель, стоя спиной к классу, всегда знает, кто чем занят? Глаза на затылке? А может быть, глаза у него, как у лошади? Ведь расположение глаз по бокам головы дает лошади куда больший обзор, чем у человека.

Удивительные Глаза Вашей Лошади

Глаза лошади и их особенности Всегда было интересно что и как лошадь видит этими большими, выразительными глазами? Зрение лошади кардинально отличается от зрения человека и то как она видит, зачастую влияет на ее поведение.

Гнедая масть лошади: описание, фото

Разновидности и описание гнедой масти лошадей Цвет шерсти очень важен для существования скакунов в дикой среде. Лошади существуют разных окрасок: рыжей, серой, вороной, пегой, гнедой и других.

Гнедая лошадь

Гнедая лошадь. Самый красивый конь В представленном вашему вниманию обзоре мы поговорим о самых лучших в мире лошадях - лошадях гнедой масти. Вы спросите: "Почему?" Ведь на международных выставках первые призы за экстерьер берут кони изабелловой, игреневой, белой, вороной или, даже, серой масти, а также их отмастки.

Рейтинг@Mail.ru