Не пропусти
Главная » Лошади » Мал, да ие тяжеловозы — Порода — Конный мир

Мал, да ие тяжеловозы — Порода — Конный мир

Мал, да удал.Русские тяжеловозы

Этих мощных чудо-работяг можно встретить на огромных пространствах от южной Сибири до предгорий Кавказа. Русский тяжеловоз — самая многочисленная и распространенная тяжелоупряжная порода в нашей стране. И такая популярность не случайна — ведь русский тяжеловоз не только обладает лучшими качествами рабочей лошади, но и неприхотлив, удобен в содержании, скороспел. Пусть он уступает в размерах и мощи другим тяжеловозным породам — зато это идеальный помощник для крестьянина.

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Происходит эта порода от мелких тяжеловозных лошадей из горной части Бельгии – арденов, которых начали завозить в Россию около полутора веков назад. Правда, глядя на «тогдашние» фотографии этих лошадей, трудно поверить, что у них есть что-то общее с современными представителями русской тяжеловозной породы. Ардены в большинстве своем имели дисгармоничное сложение и множество экстерьерных недостатков, им было далеко до идеальной тяжеловозной лошади. Но одновременно они обладали рядом ценных качеств: хорошей подвижностью, сухостью конституции, неприхотливостью к условиям кормления и содержания. Ардены стали быстро распространяться по России, и к 1904 году их уже разводили 376 хозяйств, в том числе Хреновской и Деркульский государственные конные заводы, ферма Петровской сельскохозяйственной академии и множество небольших частных конных заводов. Чтобы быстрее увеличить поголовье, арденов не только разводили в чистоте, но и скрещивали с кобылами других упряжных пород, преимущественно брабансонами.



Под действием отбора экстерьер арденов в России заметно улучшился. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже они обратили на себя всеобщее внимание как совершенно своеобразная породная группа рабочих лошадей. Бурый жеребец Хреновского конного завода Каравай (1887 г. р.) получил тогда золотую медаль. Этих лошадей стали называть «русские ардены», и это значило нечто большее, чем «ардены из России». К этому времени старая арденнская порода у себя на родине, в Бельгии, перестала существовать – она была поглощена крупной бельгийской рабочей лошадью.

После революции с остатками русских арденов, переживших лихолетье гражданской войны, началась планомерная племенная работа. Была поставлена цель вывести некрупную, но экономичную сельскохозяйственную лошадь, в которой хорошая работоспособность и гармоничность сложения сочетались бы с неприхотливостью к условиям содержания и кормления.

Уже в 30-е годы в породе были заложены основные линии – Караула, Ларчика, Рубикона, Поденщика. Был создан большой массив племенных лошадей, в котором культивировался гармоничный, правильный экстерьер. Правда, русские ардены имели один, но очень существенный недостаток – слишком мелкий рост, что отрицательно отражалось на их рабочих качествах. Значительная часть лошадей того времени представляла собой как бы «пони-тяжеловозиков» с высотой в холке 135-143 см. Разве могла такая лошадь быть достаточно сильной, чтобы хорошо работать в сельском хозяйстве и на транспорте? Необходимо было принять меры по укрупнению породы – что и было сделано при помощи широкого использования в воспроизводстве лошадей, отличавшихся не только желательным типом, но и достаточно большим ростом.



Целенаправленная племенная работа дала замечательные результаты. К 1952 году появилась возможность зафиксировать создание новой отечественной породы, которую предложили назвать русской тяжеловозной.

Современные представители этой породы почти полностью отвечают всем требованиям к лошадям тяжелоупряжного типа. Правильный экстерьер, сухость и крепость конституции, великолепная работоспособность и целый спектр достоинств, делающих русского тяжеловоза очень удобным в работе и содержании, – все эти замечательные качества есть результат долгой и упорной целенаправленной работы и тесного взаимодействия коневодов-практиков с учеными-селекционерами. Очень важная роль в этой работе принадлежит Всесоюзному (ныне Всероссийскому) научно-исследовательскому институту коневодства. Новая порода попала под пристальное внимание специалистов ВНИИКа почти с первых лет деятельности института, организованного в 30-х годах прошлого века. Начиная с 50-х годов, здесь регулярно составляются планы селекционно-племенной работы с породой, без которых совершенствование русских тяжеловозов, несомненно, не было бы столь эффективным. Здесь же были разработаны рекомендации по технологии выращивания молодняка.

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Исключительное значение в деле совершенствования породы имела разработанная учеными института система тренинга и испытаний тяжеловозных лошадей. Кстати, регулярные заводские испытания – одно из главных отличий в организации племенной работы с тяжеловозами в нашей стране от практики, принятой на Западе. И именно эти испытания, которые охватывали большую часть племенного молодняка, давали возможность формировать рабочие качества, которые требуются от тяжеловозов при их использовании в сельскохозяйственном производстве – хорошую подвижность, силу и выносливость. Испытания обеспечили быстрый прогресс породы и позволили выделить группу лошадей с выдающимися рабочими качествами, послужившую впоследствии основой для создания новой ценной линии Лазутчика, представители которой сочетают в себе повышенную работоспособность с оптимальным ростом, гармоничностью сложения и хорошим экстерьером.



Основной метод племенной работы с русским тяжеловозом – разведение «в чистоте» по линиям. Первоначальная генеалогическая структура породы сложилась под преобладающим влиянием двух родоначальников линий – рыжего Караула (1909 г.р.) и рыжего в седине Ларчика (1918 г.р.), причем лидирующая роль принадлежала Караулу и его потомкам. Дальнейшее совершенствование породы сопровождалось выведением новых прогрессивных линий. Так, в 70-х годах «из недр» линии Караула вышла линия Лазутчика, а в потомстве Ларчика сформировалась линия Коварного. С появлением спроса на более крупного тяжеловоза были выведены новые линии Градуса (оформлена в 1994 году) из линии Лазутчика и Свиста (оформлена в 1990 году) из линии Капитэна, которые представляют собой новый укрупненный тип русского тяжеловоза с ростом от 155 см и выше.

Наиболее ценное поголовье лошадей русской тяжеловозной породы находится в России, в Куединском (Пермская область) и Вологодском конных заводах. В заводском составе Куединского конного завода числится около ста кобыл, в Вологодском – около пятидесяти.

Подсчитано, что современный русский тяжеловоз по производительности не уступает небольшому трактору, а по экономичности значительно превосходит его. На таких работах, как внутрихозяйственные перевозки на небольшие расстояния, обработка мелкоконтурных участков земли, обслуживание животноводческих ферм и т.п., гораздо выгоднее и дешевле использовать конную силу. Ведь лошади не требуются дорогие горюче-смазочные материалы – «топливо» для этого «живого двигателя» буквально под ногами растет. И что важно, этот «двигатель» экологически чистый, его рациональное использование будет способствовать восстановлению плодородия почв и улучшению экологической обстановки в целом.



Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

В небольшом хозяйстве сравнительно некрупный рост русского тяжеловоза – это даже плюс. Надо меньше корма, к тому же более крупному коню было бы сложнее работать на неудобьях, где и развернуться-то особо негде. А между тем по силе, грузоподъемности и выносливости русский тяжеловоз немного уступает более крупным породам. И если добавить к этому его подвижность, производительные движения на шагу и рыси и способность развивать достаточную большую скорость с грузом, то станет ясно, что «малыш» весьма конкурентоспособен среди рабочих пород и где-то даже может обойти их. О возможностях русского тяжеловоза говорят рекорды, установленные на испытаниях рабочих качеств: дистанция 2 км с силой тяги 50 кг (вес воза примерно 1,5 тонны) преодолена рысью за 5 мин 20,3 с; шагом то же расстояние, но с утроенной силой тяги (150 кг или 4,5 тонны) пройдено за 13 минут ровно; в испытаниях на тяговую выносливость с силой тяги 300 кг, что равносильно девятитонному возу, пройдено 1091,6 метра. А максимальная сила тяги вообще поражает воображение – 869,5 кг тягового усилия, или около 26 тонн груза!

Одно из ценнейших свойств русского тяжеловоза, унаследованное от далеких предков арденов, – его удивительная неприхотливость. Русские тяжеловозы хорошо адаптируются в любых климатических условиях, в горах и на равнине. Они нетребовательны к корму и в отсутствие сена и концентратов какое-то время могут обходиться одной соломой. Они даже могут тебеневать, как лошади аборигенных пород: так русские тяжеловозы успешно переживали зиму в Торейском конном заводе в Бурятии.



Кроме того, русские тяжеловозы обладают большой долговечностью и высокой плодовитостью. Выход жеребят на сто кобыл в конных заводах составляет 80-85%, а в наиболее благоприятные годы поднимается до 90%. Племенное использование многих жеребцов и кобыл продолжается до 20-25-летнего возраста.

Русских тяжеловозов широко используют в регионах с развитым мясным коневодством для улучшения продуктивных качеств местных лошадей. Хорошие результаты скрещиваний были получены в степях Бурятии и Казахстана, а в республике Алтай русские тяжеловозы участвовали в выведении новоалтайской породы.

Кобылы отличаются высокой молочностью, в пересчете на свой небольшой по тяжеловозным меркам вес они дают даже больше молока, чем абсолютные рекордисты по максимальным надоям – крупные тяжеловозы. Так, на кумысной ферме ВНИИ коневодства от русских тяжеловозных кобыл за полную лактацию (236 дней) в среднем получено по 2782 л молока, а максимальную продуктивность показала кобыла Лукошка – 4870 л за 305 дней лактации.

Кстати, в последние годы вокруг больших российских городов создаются кумысные фермы, которые комплектуются в основном лошадьми тяжеловозных пород. А ведь кобылье молоко – это не только кумыс, но и отличный продукт для детского питания: в качестве заменителя материнского молока оно гораздо лучше коровьего.

Однако и на этом сферы применения для русского тяжеловоза не исчерпываются. Некрупный, энергичный, но спокойный и добронравный, и в то же время недорогой и неприхотливый – чем не конь для туризма! На широкую спину такого добряка можно посадить и неопытного всадника, и старика, и ребенка.



Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

В последние десятилетия для тяжеловозного коннозаводства наступили трудные времена. И почти все проблемы возникли из-за сложившейся в стране экономической ситуации.

Тяжеловоз всегда был недорогой лошадью. Раньше, «при социализме», высокую рентабельность разведения тяжеловозов обеспечивало планирование развития отрасли, производства и сбыта продукции конными заводами. Сегодня ситуация в корне изменилась – конные заводы, разводящие тяжеловозов, терпят убытки. В хозяйствах сильно ухудшилась материально-техническая база, что повлекло за собой сокращение численности племенного поголовья, нарушения технологии выращивания лошадей, особенно по уровню кормления из-за недостатка кормов или их невысокого качества, сильное снижение уровня воспроизводства. Если раньше лошадей русской тяжеловозной породы разводили в пяти специализированных конных заводах и 22 отделениях заводов, где содержалось более тысячи маток, то в настоящее время численность поголовья сократилась в 3,5 раза. Из-за низкой оплаты труда очень остро стоит кадровый вопрос.

Но, несмотря на все это, мы все еще обладаем ценным генофондом русской тяжеловозной породы – этого уникального достижения отечественной селекции. Конечно, конные заводы пытаются приспосабливаться к новым условиям существования, обеспечивать хотя бы необходимый минимум условий для выращивания лошадей. Однако для дальнейшего существования и развития породы необходима серьезная поддержка отрасли. И непременное условие – сохранение системы селекционных мероприятий: централизованного племенного учета, издания государственных племенных книг, централизованного планирования работы с породой. Только при совместных усилиях практиков и ученых можно рассчитывать на то, что тяжеловозное коннозаводство не только сохранится, но и займет достойное место в современном мире.



Ольга МИЛЬКО, доктор с/х наук,

Ирина СОРОКИНА, доктор с/х наук

Фото Натальи Костиковой

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Новая породная группа сильно отличалась от своих бельгийских предков. Этих лошадей называли «русскими арденами», и это значило нечто большее, чем «ардены из России».

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Русский тяжеловоз — единственная отечественная порода некрупных тяжеловозов. Современные ее представители — это лошади среднего роста, с выраженным упряжным типом телосложения, длинным и массивным корпусом, на крепких и костистых ногах. Средние промеры жеребцов 153,4-166,8-22,4 см, кобыл — 150,0-161,6-21,2 см, живая масса около 580-700 кг.

Для русского тяжеловоза характерны сухая, легкая широколобая голова, красиво изогнутая и достаточно длинная мускулистая шея, широкая холка, длинная, иногда мягковатая спина, ровная и мускулистая поясница, широкий, раздвоенный, немного свислый круп. Грудная клетка бочкообразная, ноги недлинные, сухие и крепкие, задние нередко немного саблистые. Оброслость ног небольшая, а грива и хвост густые и длинные. Преобладающие масти рыжая и рыже-чалая, реже гнедая и бурая, иногда встречаются вороные лошади.

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир
Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир
Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир



Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Копирование материалов, новостей сайта и сателлитных проектов только с разрешения правообладателя ООО «КИД»

О admin

x

Check Also

Скакуны мышастой масти

Скакуны мышастой масти — красавцы, которые возили карету Золушки Как известно, мышастая — это подмасток вороной масти. Также ее называют саврасой на основе вороной. Характерной чертой считается серый окрас волоса.

Самые красивые и знаменитые русские породы лошадей

Самые красивые и знаменитые русские породы лошадей Будённовская одна из самых распространенных полукровных пород, которая получила свое название в честь своего создателя – маршала С.М. Буденного.

7 главных пород русских коней, Русская семерка

Самые красивые и знаменитые русские породы лошадей В летописях Древней Руси сообщалось, что все лошади были поделены на милостных, сумных и поводных. Эти определения вполне могут считаться первыми конными породами.

Обзор русских пород лошадей с описанием и фотографиями

Самые красивые и знаменитые русские породы лошадей Усилиями российских заводчиков с момента начала коневодства на русской земле было выведено более трех десятков пород лошадей.

Обзор породы лошадей Русский тяжеловоз: видео и фото

Русский тяжеловоз — идеальный помощник и выносливый красавец Массивный и красивый – вот два самых распространённых эпитета, которыми все награждают породу Русский тяжеловоз.

О породе

Орловская рысистая порода лошадей - «И в подводу, и под воеводу» Приступить к созданию Орловский рысак, или орловская рысистая, — знаменитая русская порода легкоупряжных лошадей с наследственно закреплённой способностью к резвой рыси[1]. Выведена в России, на Хреновском конном заводе (Воронежская губерния), под руководством его владельца графа А. Г. Орлова во второй половине XVIII — начале XIX веков методом сложного воспроизводительного скрещивания с использованием арабской, датской, голландской, мекленбургской и других пород.

Орловские рысаки: генофонд как лот, Кириллица

Орловские рысаки: генофонд как лот Орловский рысак как порода известен более 230 лет. Какими только эпитетами не награждали этих коней поклонники! «Великая лошадь России», «гордость российского коневодства», «лошадь эпохи барокко», «символ страны». Лучшим представителям породы ставили памятники, о них писали книги, снимали фильмы.

Обзор породы лошадей Орловский Рысак, их фото и видео

Орловская рысистая порода лошадей — «И в подводу, и под воеводу» В каждой стране есть свой символ. Конечно же, Россия в этом не исключение.

Ганноверская порода лошадей: характеристика, характер, описание и фотографии

Особенности ганноверской породы лошадей История возникновения породы, основные этапы ее становления, основные характеристики и спортивные достижения. Ганноверская порода лошадей – это одна из самых спортивных пород мирового уровня.

Ганноверская порода лошадей: подробная характеристики с фото и видео

Обзор Ганноверской породы лошадей Людгер Бербаум, Ларс Петерсон и Елена Сиднева – что объединяет всех этих выдающихся всадников? Не будем томить вас ответом и скажем сразу – все эти известные конники ездили на лошадях ганноверской породы.

20 редких мастей лошадей

Необычная и редкая чалая масть лошадей Уважаемые посетители нашего развлекательного сайта. Мы уже рассказывали Вам об самых редких породах лошадей, которые появились уже на выставках и сегодня мы решили продолжить эту темы, и предлагаем Вам еще 20 редких мастей лошадей: Кремовая ахалтекинская, Пинто (пегая), Серая в яблоках пинто , Тигровая гнедая и серая, Золотистая шампанская, Леопардовая и другие.

Самая редкая и удивительная масть — Изабелловая или Кремовая

Невероятно редкая и красивая изабелловая масть лошадей-аристократов Я и не знала, что есть такая красота *__* Название масти «изабелловая» происходит от имени испанской королевы Изабеллы.

Обзор изабелловой масти лошадей, ее фото и описание

Невероятно редкая и красивая изабелловая масть лошадей-аристократов Изабелловая масть лошади — редкое природное явление, которое, тем не менее, встречалось в природе как ранее, так встречается и сейчас.

Описание изабелловой масти лошадей с фото

Редчайшие лошади божественного окраса изабелловые Существует очень красивая древняя легенда, которая повествует нам о том, как возникло название изабелловых лошадей.

Ольденбургская порода – саксонские лошади

Особенности ольденбургской породы лошадей Ольденбургская порода – верховые лошади, выведенные в графстве Ольденбург, находившемся на территории современной Саксонии. Первоначально порода выведена как сельскохозяйственные животные в 16-м веке и именовались остфризскими лошадьми.

Обзор немецких и голландских пород лошадей: Ганноверская, Вестфальская и другие

Немецкие и голландские лошади — звезды современного конного спорта Если спросить у спортсменов-конников, какие породы лошадей самые результативные в конкурсе или выездке, то непременно многие ответят, что немецкие.

Верховые породы лошадей: Голштинская, Ольденбургская, Голландская теплокровная и Вестфальская

Лучшие породы верховых лошадей: голштинская, ольденбургская и другие Мир конного спорта можно сравнить с миром автомобильных соревнований. Для каждого вида состязаний потребуется свой автомобиль: для гонок «Формулы 1» — легкий и быстрый болид, для ралли – проходимые и выносливые внедорожники.

Лошадь Пржевальского: численность, экстерьер, образ жизни коней

Лошадь Пржевальского Лошадь Пржевальского является единственным существующим на данный момент видом диких коней, сохранившихся с давних времен практически в неизменном виде.

Великий русский путешественник Николай Михайлович Пржевальский

МирТесен Удивительные люди! Необычайные артефакты!! Шокирующие происшествия. Великий русский путешественник Николай Михайлович Пржевальский Счастливая судьба… дала возможность совершить посильное исследование наименее известных и наиболее недоступных стран внутренней Азии.

Интересные факты о лошадях Пржевальского, их фото и видео

Лошадь Пржевальского – великое открытие русского натуралиста Лошадь Пржевальского – это единственный существующий подвид диких коней, которые сохранились до сегодня в первозданном виде.

Русская верховая порода лошадей: описание, видео, фото

Русская верховая порода лошадей Ни один ипполог не сможет с точностью ответить на простой вопрос: «сколько в мире существует пород лошадей?» В разных источниках можно встретить разные цифры: от 200 до 427 (по состоянию на 1993 год). Некоторые специалисты разделяют всех лошадей мира на чистокровных и чистопородных.

Русские породы лошадей с фотографиями и названиями

Он Фермер Русские породы лошадей Лошади – воплощение истинной красоты, грации и преданности. С древних времен лошадь идет бок о бок с человеком, играя огромнейшую роль в истории человечества.

Лошади карачаевской породы: видео, фото, история

Лошади карачаевской породы Карачаевская порода лошадей, — что она собой представляет? И где можно встретить этих животных? В чем их ценность? Все это, и многое другое мы узнаем сегодня.

Характеристика и история лошадей породы першерон

Французские красавцы — Першеронские кони Знаменитая лошадь першерон получила свое красивое название благодаря французской провинции, где впервые были выведены животные этой породы.

Рейтинг@Mail.ru