Главная » Лошади » Мал, да ие тяжеловозы — Порода — Конный мир

Мал, да ие тяжеловозы — Порода — Конный мир

Мал, да удал.Русские тяжеловозы

Этих мощных чудо-работяг можно встретить на огромных пространствах от южной Сибири до предгорий Кавказа. Русский тяжеловоз — самая многочисленная и распространенная тяжелоупряжная порода в нашей стране. И такая популярность не случайна — ведь русский тяжеловоз не только обладает лучшими качествами рабочей лошади, но и неприхотлив, удобен в содержании, скороспел. Пусть он уступает в размерах и мощи другим тяжеловозным породам — зато это идеальный помощник для крестьянина.

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Происходит эта порода от мелких тяжеловозных лошадей из горной части Бельгии – арденов, которых начали завозить в Россию около полутора веков назад. Правда, глядя на «тогдашние» фотографии этих лошадей, трудно поверить, что у них есть что-то общее с современными представителями русской тяжеловозной породы. Ардены в большинстве своем имели дисгармоничное сложение и множество экстерьерных недостатков, им было далеко до идеальной тяжеловозной лошади. Но одновременно они обладали рядом ценных качеств: хорошей подвижностью, сухостью конституции, неприхотливостью к условиям кормления и содержания. Ардены стали быстро распространяться по России, и к 1904 году их уже разводили 376 хозяйств, в том числе Хреновской и Деркульский государственные конные заводы, ферма Петровской сельскохозяйственной академии и множество небольших частных конных заводов. Чтобы быстрее увеличить поголовье, арденов не только разводили в чистоте, но и скрещивали с кобылами других упряжных пород, преимущественно брабансонами.



Под действием отбора экстерьер арденов в России заметно улучшился. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже они обратили на себя всеобщее внимание как совершенно своеобразная породная группа рабочих лошадей. Бурый жеребец Хреновского конного завода Каравай (1887 г. р.) получил тогда золотую медаль. Этих лошадей стали называть «русские ардены», и это значило нечто большее, чем «ардены из России». К этому времени старая арденнская порода у себя на родине, в Бельгии, перестала существовать – она была поглощена крупной бельгийской рабочей лошадью.

После революции с остатками русских арденов, переживших лихолетье гражданской войны, началась планомерная племенная работа. Была поставлена цель вывести некрупную, но экономичную сельскохозяйственную лошадь, в которой хорошая работоспособность и гармоничность сложения сочетались бы с неприхотливостью к условиям содержания и кормления.

Уже в 30-е годы в породе были заложены основные линии – Караула, Ларчика, Рубикона, Поденщика. Был создан большой массив племенных лошадей, в котором культивировался гармоничный, правильный экстерьер. Правда, русские ардены имели один, но очень существенный недостаток – слишком мелкий рост, что отрицательно отражалось на их рабочих качествах. Значительная часть лошадей того времени представляла собой как бы «пони-тяжеловозиков» с высотой в холке 135-143 см. Разве могла такая лошадь быть достаточно сильной, чтобы хорошо работать в сельском хозяйстве и на транспорте? Необходимо было принять меры по укрупнению породы – что и было сделано при помощи широкого использования в воспроизводстве лошадей, отличавшихся не только желательным типом, но и достаточно большим ростом.



Целенаправленная племенная работа дала замечательные результаты. К 1952 году появилась возможность зафиксировать создание новой отечественной породы, которую предложили назвать русской тяжеловозной.

Современные представители этой породы почти полностью отвечают всем требованиям к лошадям тяжелоупряжного типа. Правильный экстерьер, сухость и крепость конституции, великолепная работоспособность и целый спектр достоинств, делающих русского тяжеловоза очень удобным в работе и содержании, – все эти замечательные качества есть результат долгой и упорной целенаправленной работы и тесного взаимодействия коневодов-практиков с учеными-селекционерами. Очень важная роль в этой работе принадлежит Всесоюзному (ныне Всероссийскому) научно-исследовательскому институту коневодства. Новая порода попала под пристальное внимание специалистов ВНИИКа почти с первых лет деятельности института, организованного в 30-х годах прошлого века. Начиная с 50-х годов, здесь регулярно составляются планы селекционно-племенной работы с породой, без которых совершенствование русских тяжеловозов, несомненно, не было бы столь эффективным. Здесь же были разработаны рекомендации по технологии выращивания молодняка.

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Исключительное значение в деле совершенствования породы имела разработанная учеными института система тренинга и испытаний тяжеловозных лошадей. Кстати, регулярные заводские испытания – одно из главных отличий в организации племенной работы с тяжеловозами в нашей стране от практики, принятой на Западе. И именно эти испытания, которые охватывали большую часть племенного молодняка, давали возможность формировать рабочие качества, которые требуются от тяжеловозов при их использовании в сельскохозяйственном производстве – хорошую подвижность, силу и выносливость. Испытания обеспечили быстрый прогресс породы и позволили выделить группу лошадей с выдающимися рабочими качествами, послужившую впоследствии основой для создания новой ценной линии Лазутчика, представители которой сочетают в себе повышенную работоспособность с оптимальным ростом, гармоничностью сложения и хорошим экстерьером.



Основной метод племенной работы с русским тяжеловозом – разведение «в чистоте» по линиям. Первоначальная генеалогическая структура породы сложилась под преобладающим влиянием двух родоначальников линий – рыжего Караула (1909 г.р.) и рыжего в седине Ларчика (1918 г.р.), причем лидирующая роль принадлежала Караулу и его потомкам. Дальнейшее совершенствование породы сопровождалось выведением новых прогрессивных линий. Так, в 70-х годах «из недр» линии Караула вышла линия Лазутчика, а в потомстве Ларчика сформировалась линия Коварного. С появлением спроса на более крупного тяжеловоза были выведены новые линии Градуса (оформлена в 1994 году) из линии Лазутчика и Свиста (оформлена в 1990 году) из линии Капитэна, которые представляют собой новый укрупненный тип русского тяжеловоза с ростом от 155 см и выше.

Наиболее ценное поголовье лошадей русской тяжеловозной породы находится в России, в Куединском (Пермская область) и Вологодском конных заводах. В заводском составе Куединского конного завода числится около ста кобыл, в Вологодском – около пятидесяти.

Подсчитано, что современный русский тяжеловоз по производительности не уступает небольшому трактору, а по экономичности значительно превосходит его. На таких работах, как внутрихозяйственные перевозки на небольшие расстояния, обработка мелкоконтурных участков земли, обслуживание животноводческих ферм и т.п., гораздо выгоднее и дешевле использовать конную силу. Ведь лошади не требуются дорогие горюче-смазочные материалы – «топливо» для этого «живого двигателя» буквально под ногами растет. И что важно, этот «двигатель» экологически чистый, его рациональное использование будет способствовать восстановлению плодородия почв и улучшению экологической обстановки в целом.



Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

В небольшом хозяйстве сравнительно некрупный рост русского тяжеловоза – это даже плюс. Надо меньше корма, к тому же более крупному коню было бы сложнее работать на неудобьях, где и развернуться-то особо негде. А между тем по силе, грузоподъемности и выносливости русский тяжеловоз немного уступает более крупным породам. И если добавить к этому его подвижность, производительные движения на шагу и рыси и способность развивать достаточную большую скорость с грузом, то станет ясно, что «малыш» весьма конкурентоспособен среди рабочих пород и где-то даже может обойти их. О возможностях русского тяжеловоза говорят рекорды, установленные на испытаниях рабочих качеств: дистанция 2 км с силой тяги 50 кг (вес воза примерно 1,5 тонны) преодолена рысью за 5 мин 20,3 с; шагом то же расстояние, но с утроенной силой тяги (150 кг или 4,5 тонны) пройдено за 13 минут ровно; в испытаниях на тяговую выносливость с силой тяги 300 кг, что равносильно девятитонному возу, пройдено 1091,6 метра. А максимальная сила тяги вообще поражает воображение – 869,5 кг тягового усилия, или около 26 тонн груза!

Одно из ценнейших свойств русского тяжеловоза, унаследованное от далеких предков арденов, – его удивительная неприхотливость. Русские тяжеловозы хорошо адаптируются в любых климатических условиях, в горах и на равнине. Они нетребовательны к корму и в отсутствие сена и концентратов какое-то время могут обходиться одной соломой. Они даже могут тебеневать, как лошади аборигенных пород: так русские тяжеловозы успешно переживали зиму в Торейском конном заводе в Бурятии.



Кроме того, русские тяжеловозы обладают большой долговечностью и высокой плодовитостью. Выход жеребят на сто кобыл в конных заводах составляет 80-85%, а в наиболее благоприятные годы поднимается до 90%. Племенное использование многих жеребцов и кобыл продолжается до 20-25-летнего возраста.

Русских тяжеловозов широко используют в регионах с развитым мясным коневодством для улучшения продуктивных качеств местных лошадей. Хорошие результаты скрещиваний были получены в степях Бурятии и Казахстана, а в республике Алтай русские тяжеловозы участвовали в выведении новоалтайской породы.

Кобылы отличаются высокой молочностью, в пересчете на свой небольшой по тяжеловозным меркам вес они дают даже больше молока, чем абсолютные рекордисты по максимальным надоям – крупные тяжеловозы. Так, на кумысной ферме ВНИИ коневодства от русских тяжеловозных кобыл за полную лактацию (236 дней) в среднем получено по 2782 л молока, а максимальную продуктивность показала кобыла Лукошка – 4870 л за 305 дней лактации.

Кстати, в последние годы вокруг больших российских городов создаются кумысные фермы, которые комплектуются в основном лошадьми тяжеловозных пород. А ведь кобылье молоко – это не только кумыс, но и отличный продукт для детского питания: в качестве заменителя материнского молока оно гораздо лучше коровьего.

Однако и на этом сферы применения для русского тяжеловоза не исчерпываются. Некрупный, энергичный, но спокойный и добронравный, и в то же время недорогой и неприхотливый – чем не конь для туризма! На широкую спину такого добряка можно посадить и неопытного всадника, и старика, и ребенка.



Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

В последние десятилетия для тяжеловозного коннозаводства наступили трудные времена. И почти все проблемы возникли из-за сложившейся в стране экономической ситуации.

Тяжеловоз всегда был недорогой лошадью. Раньше, «при социализме», высокую рентабельность разведения тяжеловозов обеспечивало планирование развития отрасли, производства и сбыта продукции конными заводами. Сегодня ситуация в корне изменилась – конные заводы, разводящие тяжеловозов, терпят убытки. В хозяйствах сильно ухудшилась материально-техническая база, что повлекло за собой сокращение численности племенного поголовья, нарушения технологии выращивания лошадей, особенно по уровню кормления из-за недостатка кормов или их невысокого качества, сильное снижение уровня воспроизводства. Если раньше лошадей русской тяжеловозной породы разводили в пяти специализированных конных заводах и 22 отделениях заводов, где содержалось более тысячи маток, то в настоящее время численность поголовья сократилась в 3,5 раза. Из-за низкой оплаты труда очень остро стоит кадровый вопрос.

Но, несмотря на все это, мы все еще обладаем ценным генофондом русской тяжеловозной породы – этого уникального достижения отечественной селекции. Конечно, конные заводы пытаются приспосабливаться к новым условиям существования, обеспечивать хотя бы необходимый минимум условий для выращивания лошадей. Однако для дальнейшего существования и развития породы необходима серьезная поддержка отрасли. И непременное условие – сохранение системы селекционных мероприятий: централизованного племенного учета, издания государственных племенных книг, централизованного планирования работы с породой. Только при совместных усилиях практиков и ученых можно рассчитывать на то, что тяжеловозное коннозаводство не только сохранится, но и займет достойное место в современном мире.



Ольга МИЛЬКО, доктор с/х наук,

Ирина СОРОКИНА, доктор с/х наук

Фото Натальи Костиковой

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Новая породная группа сильно отличалась от своих бельгийских предков. Этих лошадей называли «русскими арденами», и это значило нечто большее, чем «ардены из России».

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Русский тяжеловоз — единственная отечественная порода некрупных тяжеловозов. Современные ее представители — это лошади среднего роста, с выраженным упряжным типом телосложения, длинным и массивным корпусом, на крепких и костистых ногах. Средние промеры жеребцов 153,4-166,8-22,4 см, кобыл — 150,0-161,6-21,2 см, живая масса около 580-700 кг.

Для русского тяжеловоза характерны сухая, легкая широколобая голова, красиво изогнутая и достаточно длинная мускулистая шея, широкая холка, длинная, иногда мягковатая спина, ровная и мускулистая поясница, широкий, раздвоенный, немного свислый круп. Грудная клетка бочкообразная, ноги недлинные, сухие и крепкие, задние нередко немного саблистые. Оброслость ног небольшая, а грива и хвост густые и длинные. Преобладающие масти рыжая и рыже-чалая, реже гнедая и бурая, иногда встречаются вороные лошади.

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир
Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир
Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир



Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Мал, да ие тяжеловозы - Порода - Конный мир

Копирование материалов, новостей сайта и сателлитных проектов только с разрешения правообладателя ООО «КИД»

О admin

x

Check Also

Размещение отрасли животноводства

Размещение отрасли животноводства Животноводство дает 60% валовой продукции, доля его в составе АПК растет. Производство животноводческой продукции невозможно без прочной кормовой базы.

Коневодство в России: особенности и основные виды — Cельхозпортал

Коневодство в России: особенности и основные виды Автор: Игорь Новицкий Разведение лошадей некогда было важнейшим направлением отечественного животноводства.

Орловская порода лошадей: фото и видео

Он Фермер Лошади орловской породы Фото 1: Бегущий орловский рысак в зимнюю пору Орловская рысистая – пожалуй, самая знаменитая порода русской лошади. История породы этих лошадей весьма интересная, а выведена она еще 200 лет назад.

Орловская порода лошадей: история, описание с фото

Орловская порода – гордость русского коневодства Орловская рысистая порода была выведена в далеком 18-м столетии на Хреновском конном заводе графа Орлова. Одной из отличительных черт можно назвать передающуюся по наследству от одного поколения к другому способность к резвой рыси.

Разведение лошадей в домашних условиях: видео

Он Фермер Разведение лошадей Любоваться лошадьми приятно, это всегда доставляет удовольствие, так как грациозные животные красиво двигаются, демонстрируя свою мощь и мускулистое тело.

Фризская лошадь

Фризская лошадь. Описание, содержание, уход и цена фризской лошади Среди любимых многими лошадей, есть довольно редкие породы. Некоторые из этих прекрасных животных за свою долгую историю переживали взлеты и падения, были предметом гордости и находились под угрозой исчезновения.

Цыганская упряжная порода (тинкер, ирландский коб)

Цыганская упряжная порода (тинкер, ирландский коб) Тинкер (ирландский коб, цыганская упряжная) – порода, которая была создана в Ирландии. Еще совсем недавно о цыганских упряжных лошадях мало кто знал, а сегодня эта порода известна во всем мире, а ее популярность возрастает в геометрической прогрессии.

Цыганская лошадь

Цыганская лошадь. Описание, особенности, уход и цена цыганской лошади Особенность и характер цыганской лошади Цыганская порода лошадей или по-другому называют их тинкеры создавались на протяжение долгих лет.

Цыганская упряжная лошадь

Цыганская упряжная лошадь — Тинкер Помните фильм «Москва слезам не верит»? «Он же Гоша, он же Гога…»? Хочу представить вам Тинкера (он же Ирландский коб, он же Цыганский коб, он же Ирландская рабочая, он же Цыганская упряжная). Сформировалась эта порода давно, хотя признали её как отдельную породу только в конце прошлого века.

Породы лошадей в удобном списке, а также породы пони, типы лошадей

Породы лошадей и пони С появлением многих сотен пород лошадей людям пришлось относить каждую породу к одному из трех типов. Тип лошади связан непосредственно с ее назначением: ведь сложно представить, скажем, изящного, миниатюрного араба в упряжке с тяжелым грузом, так же, как и могучего необъятного Першерона под седлом.

Седло для лошади – какие бывают виды?

Как выбрать седло для лошади? Выбор седла для лошади определяется назначением ее использования, породой, пожеланиями и финансовыми возможностями владельца. Годами совершенствовались ездовые принадлежности, и в настоящее время существует большое разнообразие седел.

Сущность и особенности зимнего содержания лошадей

Сущность и особенности зимнего содержания лошадей Зимнее содержание табунов начинается с того момента, когда наступает холодная погода и становится необходимой, в наиболее холодную часть суток, подкормка табунов сеном и зачастую укрытие от резких холодных ветров и снегопадов в затиши.

Зимнее содержание лошади

Ветеринария: Зимнее содержание лошади // ЗМ № 6/2006 «Зима! Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь…» Как не трудно заметить, в этой зарисовке торжествует только крестьянин.

Зимнее содержание лошадей — Все о животноводстве

Зимнее содержание лошадей Наибольшие трудности при табунном содержании лошадей, особенно в зонах с суровым климатом, возникают в зимнее время. Зимой или в конце осени возможна гололедица, приносившая когда-то кочевому животноводству тяжелые бедствия, а также длительные бураны или сильные морозы с ветром.

Особенности табунных лошадей

Особенности табунных лошадей Под влиянием экологических и кормовых условий у табунных лошадей выработался ряд биологических особенностей, в частно­сти, крепкая конституция, отличное здоровье, высокая плодови­тость, сезонность размножения, большая выносливость и хорошая приспособленность к суровым, климатическим и кормовым усло­виям.

Глава IX

Глава IX. Табунное коневодство Табунное коневодство практиковалось еще во времена скифов (VII в. до н. э.). Особенность его заключается в круглогодовом содержании лошадей на естественных пастбищах.

Технические приемы табунного разведения лошадей — Все о животноводстве

Технические приемы табунного разведения лошадей Учет — в табунных коневодческих хозяйствах имеет исключительно важное значение. Особенно ответственным, требующим безукоризненной аккуратности, является учет в хозяйствах с большим количеством лошадей.

Липицианские породы лошадей: фото и видео, описание и история

Липицианские лошади Такую породу, как липициано, ввели специальным образом для того, чтобы можно было возить достойно королевские кареты на различных праздниках. Однако с течением времени, талантливые скакуны показали себя просто-напросто превосходно, как в цирке, так и в армии.

Липицианы — королевские белые лошади

LiveInternetLiveInternet Автомобили (3) Анекдоты (4) Анимация (3) Астрономия (1) Благодарю! (8) Великая Отечественная (12) ЖЗЛ (10) Животные (101) Братья наши меньшие (34) Здоровье (12) Игры (4) Из истории игр (1) Интересное (179) Интернет (4) Искусство (503) Зарубежная живопись-2 (31) Драгоценности (4) Живопись зарубежная (42) Живопись русская (45) Зарубежная живопись (38) Марины (18) Миниатюра (1) Мода в живописи (3) Музыкальные инструменты в живописи (33) Натюрморты (39) Памятники (8) Пейзажи (20) Портреты в живописи (7) Прикладное искусство (32) Фотография (18) Искусство (5) Истории из жизни (18) История (42) Сражения/Битвы (7) Катастрофы (1) Кино/театр (15) Кошки (107) Кошки в искусстве (50) Куклы (14) Кулинария (11) Ли.Ру (15) Литература (4) Логика (2) Логические задачи (3) Маленькие хитрости (5) Мебель (1) Медицина (1) Мода (33) Мой комп.

Липицианская лошадь — воплощение изящества и красоты

Липицианская лошадь Липицианская лошадь — это верховая порода, которая хоть и не получила повсеместного распространения, но завоевала широкую известность великолепным экстерьером и безупречными рабочими качествами.

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов Иппотерапия представляет собой метод кинезиотерапии, при применении которого лечебное воздействие производится с помощью лошади.

Иппотерапия — общение с лошадью исцеляет

Иппотерапия — гармония с природой исцеляет Зоотерапия как отрасль медицины открылась обществу уже давно, еще с древних времен общение и контакт с теми или иными животными исцелял множество заболеваний человека.

Лошадь как лекарство: верховая езда и иппотерапия

Лошадь как лекарство: верховая езда и иппотерапия Экскурсия на ипподром, безусловно, произведет впечатление на любого ребенка, а для некоторых детей общение с лошадьми может стать настоящим лекарством.

Происхождение и экстерьер монгольской лошади

Монгольская лошадь – от первых упоминаний до сегодняшнего состояния Монгольская лошадь – древняя порода животных, выведенная кочевыми народами. К моменту первых упоминаний о монголах, сообщается о развитом коневодстве в этом регионе, при этом описываемый тип лошадей неотличим от настоящего.

Рейтинг@Mail.ru