Не пропусти
Главная » Лошади » О породе

О породе

Орловская рысистая порода лошадей — «И в подводу, и под воеводу»

Приступить к созданию

О породе

Орловский рысак, или орловская рысистая, — знаменитая русская порода легкоупряжных лошадей с наследственно закреплённой способностью к резвой рыси[1].

Выведена в России, на Хреновском конном заводе (Воронежская губерния), под руководством его владельца графа А. Г. Орлова во второй половине XVIII — начале XIX веков методом сложного воспроизводительного скрещивания с использованием арабской, датской, голландской, мекленбургской и других пород.

В 2006 году породе исполнилось 230 лет. Известна своим использованием в русских тройках в качестве коренников. Орловцы пользуются неизменной популярностью на международных аукционах лошадей.

Орловские рысаки используются также под седлом как прогулочные и спортивные лошади. Благодаря способности красиво изгибать шеи и держать голову орловцы хорошо смотрятся в упряжках и широко используются в драйвинге.

Орловский рысак получил своё название по фамилии своего создателя — графа Алексея Орлова-Чесменского (1737—1808). В 1775 году он вышел в отставку и посвятил себя племенной работе[3]. Коннозаводством граф начал заниматься в 60-х годах XVIII века в своём подмосковном имении Остров. Но в полной мере недюжинный талант Орлова как зоотехника раскрылся позднее, когда Екатерина II после дворцового переворота 1762 года пожаловала ему в Воронежской губернии земли вместе с крепостными. Тогда он и приступил к реализации своей давней задумки соединить в одной лошади красоту, сухость и грацию арабских скакунов с массивностью, мощью и рысистыми способностями западноевропейских упряжных пород: датской, голландской, норфолькской, мекленбургской и т. д. Новую породу лошадей удалось получить путём сложновоспроизводительного скрещивания.



По велению императрицы в распоряжение графа Орлова доставили лучших жеребцов и маток из дворцовых конных заводов, а также 12 трофейных жеребцов и 9 кобыл из Аравии и Турции — наследие победы в русско-турецкой войне 1774 года. Согласно информации из публикации Столповского и Захарова (2007), граф вывез из Турции, Египта и Аравии 30 племенных жеребцов.

Основатель породы Сметанка

История создания орловского рысака началась в 1776 году, когда граф Орлов ввёз в Россию ценнейшего и очень красивого внешне арабского жеребца Сметанку. Он был приобретён за огромную сумму — 60 тысяч серебром у турецкого султана. По информации Уханова и Столповского — 50 тысяч серебром; для сравнения — конюх в те времена получал 3 рубля в год; годовой бюджет государственного коннозаводства в 1774 году составлял около 25 тысяч рублей, а продажа лошадей из семи государственных конных заводов России пополнила казну в тот год всего на 5609 рублей. В сопровождении конвоя, с охранной грамотой турецкого правительства Сметанку доставили в Россию через Турцию, Венгрию и Польшу. Неблизкий путь был очень долог — около двух лет (жеребца везли сушей). В Остров жеребец прибыл в 1776 году.

Сметанка был необычно крупным для своей породы и очень нарядным жеребцом с несколько удлинённой спиной (у него оказалось девятнадцать пар рёбер вместо обычных для лошади восемнадцати). Свою кличку получил за светло-серую масть, практически белую, как сметана. Превосходно двигался на всех аллюрах, в том числе и на рыси. Однако в России прожил недолго, меньше года. В 1777 году Сметанка пал, оставив четырёх сыновей и одну дочь, все 1778 года рождения (один из жеребцов, Полкан, оказался самым ценным для создания рысистой породы). Существует несколько версий причин гибели знаменитого арабского жеребца. По одной из них, Сметанка пал жертвой грубости конюха, который слишком резко дёрнул его за повод у водопоя, от чего Сметанка поскользнулся и ударился головой о каменный сруб колодца. По другой версии, Сметанка не смог перенести тяжёлую дорогу и сырой российский климат. Третья предполагает, что жеребцу не подошли корма.



Арабский жеребец Сметанка на флаге Молоковского сельского поселения

В том же году скелет Сметанки был помещен в музей Островского завода. Случилось это на 12 лет раньше, чем в Англии начали сохранять скелеты знаменитых скакунов, первым из которых был скелет Эклипса, павшего в 1789 году. Известно, что в музее Хреновского конного завода скелет Сметанки находился вместе со скелетами других знаменитых лошадей, сохранявшимися начиная с 1650-х годов. По скелету удалось раскрыть загадку удлинённого корпуса Сметанки, который имел один лишний, 19-й, спинной позвонок и, соответственно с ним, добавочную пару рёбер[4]. Впоследствии скелет Сметанки долгое время хранился в музее Хреновского конного завода и только позже был утерян.

После смерти Сметанки Орлов перевёл всех своих лошадей из подмосковного имения Остров в село Хреново́е Воронежской губернии. Здесь с 1778 года существовал основанный Орловым конный завод, где граф планировал начать работу по созданию новой породы.

По задумке графа Орлова, новая порода лошадей должна была обладать следующими качествами: быть крупной, нарядной, гармонично сложенной, удобной под седло, в упряжку и в плуг, одинаково хорошей на параде и в бою. Они должны были быть выносливы в суровом российском климате и выдерживать долгие российские расстояния и плохие дороги. Но главным требованием к этим лошадям была резвая, чёткая рысь, поскольку бегущая рысью лошадь долго не устаёт и мало трясёт экипаж. В те времена резвых на рыси лошадей было крайне мало и ценились они очень дорого. Отдельных пород, которые бегали бы устойчивой, лёгкой рысью, не существовало вовсе.



Ещё до появления Сметанки граф Орлов применял для получения новой породы скрещивание арабских жеребцов с крупными и массивными упряжными кобылами из Дании, Голландии и Англии. Однако все эти помеси были неудачны. Лишь дети Сметанки, рождённые после его смерти, а именно его лучший сын, жеребец серой масти Полкан от датской кобылы буланой масти без клички, оказался подходящего экстерьера. Полкан был крупный, величавый на ходу, но несколько грубоватых форм жеребец, к тому же не обладавший устойчивым рысистым ходом. От него в 1784 году был получен жеребец серой масти Барс.

Поскольку в Голландии среди фермерских лошадей встречались лошади на устойчивом рысистом ходу, Орлов принял решение завезти этих лошадей из голландской провинции Фрисландии. Потомки этих лошадей сохранились в Голландии до сих пор — это знаменитая на весь мир фризская порода.

Кобыл из Фрисландии скрестили с арабскими и арабо-датскими жеребцами, в том числе и с Полканом. Первые жеребята от этих скрещиваний родились в 1784 году. Среди них был и серый в яблоках жеребец Барс I, сын Полкана и голландской кобылы. Современники отмечали его большой рост, гармоничность сложения, лёгкость движения, большую силу, правильный ход и резвую рысь[5]. Барс I, названный так за крупные светлые яблоки на серой шерсти подобно шкуре барса, был очень близок к задуманному графом образцу. В возрасте семи лет его поставили в завод производителем, где за 17 лет он дал большое потомство, и его дети и внуки по своим внешним и внутренним качествам значительно превосходили всех остальных лошадей. Через несколько поколений в Хреновом не было ни одной лошади, не являвшейся прямым потомком Барса I, или, как впоследствии его начали называть, «Барса-родоначальника». Несколько лет граф сам разъезжал на Барсе по Москве, испытывая его беговые качества.



Барс I был признан родоначальником орловской рысистой породы. Для улучшения хода, выработки резвости среди рысаков всегда проводили соревнования, или испытания, как говорят конники. Среди многочисленного потомства Барса I самыми ценными оказались два жеребца: вороной Любезный I (Барс I — гнедая без клички из Мекленбурга) и серый Лебедь I (Барс I — Невинная). Все современные орловские рысаки по мужской линии восходят именно к этим двум сыновьям Барса I.

После смерти Орлова в 1808 году Хреновской завод, где стояли ценнейшие потомки Сметанки и Барса I, перешёл по наследству к его дочери, Анне Алексеевне, а управляющим в нём в 1811 году был поставлен тогда ещё крепостной В. И. Шишкин. Будучи талантливым коннозаводчиком от рождения и наблюдая приёмы тренинга у Орлова, Шишкин с успехом продолжил начатое своим господином дело создания новой породы, которая теперь требовала закрепления необходимых качеств — красоты форм, лёгкости и изящества движений и резвой, устойчивой рыси. Именно при Шишкине было широко использовано близкородственное скрещивание для закрепления необходимых качеств, а также учёт качества потомства каждого жеребца и кобылы. Благодаря таланту Шишкина как селекционера хреновские лошади приобрели прекрасные формы, иногда при этом теряя массивность и способность к резвой рыси.

В 1818 году завод посетил Александр I. Во время этого визита 500 лошадей, словно приветствуя императора, встали на дыбы и оглушительно заржали благодаря выработанному Шишкиным условному рефлексу. Царь был доволен приёмом, подарил Шишкину бриллиантовый перстень и попросил дочь графа Анну Орлову дать Василию Ивановичу вольную.



Все лошади, как при Орлове, так и при Шишкине, проходили испытания на резвость, когда лошадей с трёх лет гоняли рысью на 18 вёрст по маршруту Остров—Москва. Летом лошади в русской упряжи с дугой бежали в дрожках, зимой — в санях.

Испытания орловского рысака

Алексей Орлов первым начал испытывать лошадей на резвость и отбирать для заводского использования наиболее резвых и выносливых на рыси. Система испытаний и тренировок рысаков включала бега на короткие и длинные (до 20—22 км) дистанции[6]. Кобылы в тренинге находились с 3 до 6—7 лет, жеребцы бегали с 3 до 7—8 лет, а иногда и старше.

Граф Орлов завёл знаменитые в то время «Московские бега», быстро ставшие большим развлечением для москвичей. Летом Московские бега проводились на Донском поле, зимой — на льду Москвы-реки. Лошади должны были бежать чёткой уверенной рысью, переход на галоп (сбой) осмеивался и освистывался публикой. Орлов приглашал к состязаниям людей любых сословий на любой лошади, но неизменно его лошади одерживали верх. Вскоре вслед за Москвой бега стал проводить и Санкт-Петербург — зимой по льду Невы. С началом войны 1812 года бега были прекращены и возобновились только в 1834 году вместе с открытием первого в Европе бегового ипподрома и организацией Московского бегового общества. К этому времени термин «рысак» стал неотъемлемой частью названия породы.

Рысистая кобыла Краса на бегу в дрожках. Картина Н. Сверчкова (1870)

В 1836 году гнедой жеребец Бычок (Молодой Атласный — Домашняя), рождённый на конезаводе Шишкина, пробежал на Московском ипподроме дистанцию в 3 версты (или 3200 м) за 5 минут 45 секунд, что по тем временам было мировым рекордом. Сразу после этого бега Бычок был куплен коннозаводчиком Д. П. Голохвастовым за огромную сумму — 36 тысяч рублей.



В первые десятилетия после создания бегового общества и ипподрома орловских рысаков испытывали в русской упряжи с дугой, запрягая в четырёхколёсные дрожки летом и в сани зимой. Лошади бежали поодиночке, не по кругу, а по прямым, в конце каждой прямой обегали столб и поворачивали в обратную сторону. Такая система испытаний имела явные недостатки, связанные с потерей времени, но долгое время считалась единственно правильной. Все дистанции были длинными — от 3 до 5 вёрст и длиннее.

Практически никаких защитных приспособлений на ноги лошадям не надевалось, несмотря на то, что покрытие дорожки было очень жёстким — бетон и небольшой слой песка сверху. Многие лошади, проходя испытания в таких условиях, калечили себе ноги и копыта, а те, что бежали успешно, показывали заведомо худшие результаты.

Лошадь в беговых санях с седоком. Картина Н. Сверчкова

Такими же неудовлетворительными в общей массе были разведение и тренинг орловских рысаков. Многие коннозаводчики не имели ни малейшего понятия о правилах разведения и тренинге рысаков, но, считая себя специалистами, использовали собственные «технологии», зачастую только калечившие лошадь. Лошадей проигрывали в карты, продавали за границу десятками голов, чтобы раздать долги, играли на спор. Конюхи и наездники на ипподромах были в недавнем прошлом обычными кучерами, среди которых мало было талантливых, понимающих лошадь мастеров. Лошадь за любую провинность могли избить, тренинг был также по «собственным» технологиям, от чего приходилось отправлять обратно в завод лошадей, покалеченных не только физически, но и психически, негодных не только к ипподромным испытаниям, но даже к простому хождению в упряжи.



Тем не менее, рекорды орловских рысаков росли. Орловец Свет выиграл в возрасте 10 лет престижный Императорский приз в Москве. В 1867 году жеребец Потешный (Полканчик — Плотная) в дрожках на 3 версты показал время 5 минут 8,0 секунды. На следующий год он же улучшил это время до 5.00,0. В этих условиях показателен один случай с орловским жеребцом Пройдой. Этот жеребец возил своего хозяина, был коренником тройки и никогда не бывал в ипподромном тренинге. Однажды его хозяин, В. К. фон Мекк, поспорил со своим приятелем, что Пройда выиграет приз на ипподроме. Жеребца привезли на ипподром, и буквально на следующий день он стартовал в очень престижном призе — Колюбакинском. Пройда не только выиграл приз, но и показал время, близкое к рекорду Потешного — 5 минут 1 секунда.

Царь Александр III в открытом ландо. Картина Н. Сверчкова

После такого феноменального бега Пройда был замечен и использован как производитель. Линия Пройды через его лучшего сына Варвара Железного, сохранилась до настоящего времени[7].

Подобных случаев в то время было немало. Потенциал породы был огромен, лошади продолжали улучшать свою резвость.

Орловская порода, разводившаяся с 1830-х годов в других конных заводах, к середине столетия распространилась во многих районах России. Благодаря орловским рысакам, в России, а затем в Европе, куда их активно вывозили с 1850—1860-х годов, зародился рысистый спорт. В 1869 году в 1609 конных заводах разводили 5321 чистопородного орловского производителя и 52 700 маток[6]. До 1870-х годов орловские рысаки были лучшими среди легкоупряжных пород, широко использовались для улучшения конского поголовья России и импортировались в страны Западной Европы и США.



Порода сочетала в себе качества крупной, красивой, выносливой легкоупряжной лошади, способной на устойчивой рыси везти тяжёлую повозку, легко переносить во время работы жару и холод. В народе орловский рысак удостоился характеристик «и в подводу, и под воеводу» и «пахать и щеголять». Орловские рысаки стали фаворитами международных состязаний и Всемирных конских выставок[6].

В XIX и начале XX веков популярность орловских рысаков в России была чрезвычайная, чему способствовали отличные акклиматизационные способности этой породы, сравнительная нетребовательность в разведении, универсальность, качества превосходной упряжной и разгонной лошади. В Москве в начале XX века было более 200 извозчиков, поэтому лошадей орловской породы преимущественно использовали в качестве рабочих и разъездных, да ещё для улучшения крестьянских лошадей в глубинке. В бегах же участвовала лишь малая их часть.

Вокруг выдающихся рысаков всегда бурлили страсти. Орловец Крепыш[8], названный в начале XX века «лошадью столетия», был долго непревзойдённым в резвости. И его неожиданный проигрыш заморскому гостю Дженераль Эйчу в Интернациональном призе переживался как национальная трагедия.

All Right Reserved © 2014 «Любимец» — ветеренарная клиника

О admin

x

Check Also

Скакуны мышастой масти

Скакуны мышастой масти — красавцы, которые возили карету Золушки Как известно, мышастая — это подмасток вороной масти. Также ее называют саврасой на основе вороной. Характерной чертой считается серый окрас волоса.

Самые красивые и знаменитые русские породы лошадей

Самые красивые и знаменитые русские породы лошадей Будённовская одна из самых распространенных полукровных пород, которая получила свое название в честь своего создателя – маршала С.М. Буденного.

7 главных пород русских коней, Русская семерка

Самые красивые и знаменитые русские породы лошадей В летописях Древней Руси сообщалось, что все лошади были поделены на милостных, сумных и поводных. Эти определения вполне могут считаться первыми конными породами.

Обзор русских пород лошадей с описанием и фотографиями

Самые красивые и знаменитые русские породы лошадей Усилиями российских заводчиков с момента начала коневодства на русской земле было выведено более трех десятков пород лошадей.

Мал, да ие тяжеловозы — Порода — Конный мир

Мал, да удал.Русские тяжеловозы Этих мощных чудо-работяг можно встретить на огромных пространствах от южной Сибири до предгорий Кавказа. Русский тяжеловоз — самая многочисленная и распространенная тяжелоупряжная порода в нашей стране.

Обзор породы лошадей Русский тяжеловоз: видео и фото

Русский тяжеловоз — идеальный помощник и выносливый красавец Массивный и красивый – вот два самых распространённых эпитета, которыми все награждают породу Русский тяжеловоз.

Орловские рысаки: генофонд как лот, Кириллица

Орловские рысаки: генофонд как лот Орловский рысак как порода известен более 230 лет. Какими только эпитетами не награждали этих коней поклонники! «Великая лошадь России», «гордость российского коневодства», «лошадь эпохи барокко», «символ страны». Лучшим представителям породы ставили памятники, о них писали книги, снимали фильмы.

Обзор породы лошадей Орловский Рысак, их фото и видео

Орловская рысистая порода лошадей — «И в подводу, и под воеводу» В каждой стране есть свой символ. Конечно же, Россия в этом не исключение.

Ганноверская порода лошадей: характеристика, характер, описание и фотографии

Особенности ганноверской породы лошадей История возникновения породы, основные этапы ее становления, основные характеристики и спортивные достижения. Ганноверская порода лошадей – это одна из самых спортивных пород мирового уровня.

Ганноверская порода лошадей: подробная характеристики с фото и видео

Обзор Ганноверской породы лошадей Людгер Бербаум, Ларс Петерсон и Елена Сиднева – что объединяет всех этих выдающихся всадников? Не будем томить вас ответом и скажем сразу – все эти известные конники ездили на лошадях ганноверской породы.

20 редких мастей лошадей

Необычная и редкая чалая масть лошадей Уважаемые посетители нашего развлекательного сайта. Мы уже рассказывали Вам об самых редких породах лошадей, которые появились уже на выставках и сегодня мы решили продолжить эту темы, и предлагаем Вам еще 20 редких мастей лошадей: Кремовая ахалтекинская, Пинто (пегая), Серая в яблоках пинто , Тигровая гнедая и серая, Золотистая шампанская, Леопардовая и другие.

Самая редкая и удивительная масть — Изабелловая или Кремовая

Невероятно редкая и красивая изабелловая масть лошадей-аристократов Я и не знала, что есть такая красота *__* Название масти «изабелловая» происходит от имени испанской королевы Изабеллы.

Обзор изабелловой масти лошадей, ее фото и описание

Невероятно редкая и красивая изабелловая масть лошадей-аристократов Изабелловая масть лошади — редкое природное явление, которое, тем не менее, встречалось в природе как ранее, так встречается и сейчас.

Описание изабелловой масти лошадей с фото

Редчайшие лошади божественного окраса изабелловые Существует очень красивая древняя легенда, которая повествует нам о том, как возникло название изабелловых лошадей.

Ольденбургская порода – саксонские лошади

Особенности ольденбургской породы лошадей Ольденбургская порода – верховые лошади, выведенные в графстве Ольденбург, находившемся на территории современной Саксонии. Первоначально порода выведена как сельскохозяйственные животные в 16-м веке и именовались остфризскими лошадьми.

Обзор немецких и голландских пород лошадей: Ганноверская, Вестфальская и другие

Немецкие и голландские лошади — звезды современного конного спорта Если спросить у спортсменов-конников, какие породы лошадей самые результативные в конкурсе или выездке, то непременно многие ответят, что немецкие.

Верховые породы лошадей: Голштинская, Ольденбургская, Голландская теплокровная и Вестфальская

Лучшие породы верховых лошадей: голштинская, ольденбургская и другие Мир конного спорта можно сравнить с миром автомобильных соревнований. Для каждого вида состязаний потребуется свой автомобиль: для гонок «Формулы 1» — легкий и быстрый болид, для ралли – проходимые и выносливые внедорожники.

Лошадь Пржевальского: численность, экстерьер, образ жизни коней

Лошадь Пржевальского Лошадь Пржевальского является единственным существующим на данный момент видом диких коней, сохранившихся с давних времен практически в неизменном виде.

Великий русский путешественник Николай Михайлович Пржевальский

МирТесен Удивительные люди! Необычайные артефакты!! Шокирующие происшествия. Великий русский путешественник Николай Михайлович Пржевальский Счастливая судьба… дала возможность совершить посильное исследование наименее известных и наиболее недоступных стран внутренней Азии.

Интересные факты о лошадях Пржевальского, их фото и видео

Лошадь Пржевальского – великое открытие русского натуралиста Лошадь Пржевальского – это единственный существующий подвид диких коней, которые сохранились до сегодня в первозданном виде.

Русская верховая порода лошадей: описание, видео, фото

Русская верховая порода лошадей Ни один ипполог не сможет с точностью ответить на простой вопрос: «сколько в мире существует пород лошадей?» В разных источниках можно встретить разные цифры: от 200 до 427 (по состоянию на 1993 год). Некоторые специалисты разделяют всех лошадей мира на чистокровных и чистопородных.

Русские породы лошадей с фотографиями и названиями

Он Фермер Русские породы лошадей Лошади – воплощение истинной красоты, грации и преданности. С древних времен лошадь идет бок о бок с человеком, играя огромнейшую роль в истории человечества.

Лошади карачаевской породы: видео, фото, история

Лошади карачаевской породы Карачаевская порода лошадей, — что она собой представляет? И где можно встретить этих животных? В чем их ценность? Все это, и многое другое мы узнаем сегодня.

Характеристика и история лошадей породы першерон

Французские красавцы — Першеронские кони Знаменитая лошадь першерон получила свое красивое название благодаря французской провинции, где впервые были выведены животные этой породы.

Рейтинг@Mail.ru